КММ " Опан ауылының  негізгі  орта мектебі"
КГУ "Основная средняя школа  села Опан "

СоцСети

 

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

27.02.2018

Приёмы

Описание

приема

1.

Блиц-опрос

"да-нет"

Опрос

домашнего задания: определить верные и неверные утверждения.

2.

Верные

и неверные утверждения

 

 

1.

Изучение нового материала: даются утверждения по новой теме, которые нужно

оценить как верные или неверные и обосновать свои решения. Дети выбирают

«верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая.Идёт

настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты.На одном из

следующих уроков возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие из

утверждений были верными, можно на стадии рефлексии.

2.

Рефлексия: можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся

ими для оценки их правильности.

3.

Перепутанные

цепочки

1.

Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а

есть и неверные. 2. Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают

перепутанные цепочки 3. Обсуждают свои результаты в группе, уточняют,

исправляют

4.

Игра

“Верю - не верю ”

"Верите

ли вы, что..."

5.

Кластеры

Выделение

смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в

виде грозди

6.

Инсерт,

или условные значки

I

– interactive N – noting самоактивизирующая «V» - уже знал S – system

системная разметка «+» - новое E – effectivt для эффективного «-» - думал

иначе R – reading and чтения и размышления «?» - не понял, есть вопросы T -

thinking Во время чтения текста детям необходимо делать на полях пометки: “!”

-я это знал, “+” - это для меня новое, “-” - это противоречит моим знаниям,

“?” - об этом хочу узнать больше, а после прочтения текста, заполнить

таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко

заносятся сведения из текста. Или: 

 - “уже знал”, +“новое”, (-) –“думал иначе или не знал”

, ?- не понял, есть вопросы итоговая таблица.

+

(-)

?

 

 

 

 

 

7.

Маркировочная

таблица ЗХУ Знаю-Хочу узнать- Узнал Или ЗУХ Знаю-Узнал новое-Хочу узнать

подробнее

Одна

из возможныхформ контроля эффективностичтения с пометками.Дети с помощью этой

таблицы собирают воедино имеющиеся у них знания по данной теме, обосновывают

и систематизируют поступающие данные. Прием позволяет учителю

проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить

отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется прямо

на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном

уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения.

8.

Эффективная

лекция

Материал

лекции делится на смысловые единицы, передача каждой из них строится в

технологическом цикле "вызов - осмысление - рефлексия". Для

организации деятельности используется прием "Бортовой журнал".

9.

Дерево

предсказаний

Этот

прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в

рассказе, повести.

10.

Синту

Синту

– пятистрочное японское стихотворение – о любом веществе. 1 строчка –

название вещества; 2 строчка – перечисление свойств вещества; 3 строчка –

чувства, которые вы испытываете к этому веществу; 4 строчка – другие

свойства, не указанные во второй строчке; 5 строчка – синоним названия

вещества.

11.

«Фишбоун»-

"рыбный скелет"

голова

- проблема - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы- причины

возникновения изучаемой проблемы, нижние косточки — суть понятии- по ходу

вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин, хвост –

ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые

слова или фразы, отражающие суть.

12.

Двойной

дневник

Учащиеся,

работая с текстом, заполняют таблицу:

 

вопросы

 

точка зрения автора

 

моя точка зрения

 

 

 

 

 

13.

Толстые

и тонкие вопросы

Таблица

"Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на

любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на

стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения,

слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного. Составьте

вопросы по теме, по тексту.

Толстый.

Тонкий.

Объясните

почему….? Почему вы думаете….? Предположите, что будет если…? В чём

различие…? Почему вы считаете….?

Кто..?

Что…? Когда…? Может…? Мог ли…? Было ли…? Будет…? Согласны ли вы…? Верно

ли…?

 

14.

Таблица

вопросов- сюжетная таблица

Прочитав

текст, составьте в тетради таблицу вопросов по нему, так чтобы вопрос

начинался с указанного слова.

Что?

Кто?

Где?

Когда?

Почему?

Зачем?

 

 

 

 

 

 

 

15.

Логические

цепочки

Составить

логические цепочки из предложенных понятий: например: ткань, клетка,

организм, орган, система органов

16.

"Дерево

предсказаний"

Этот

приём подходит для развития умения аргументировать, обосновывать свои

прогнозы. “Ствол дерева” - это тема, “листочки” - прогнозы, “веточки”

-аргументы.

 

 

 

 

 

17.

Чтение

с остановками

Работа

с художественными текстами. Особенности художественных текстов и возможности

работы с ними.

18.

"Зигзаг"

Цель

приема "Зигзаг"- изучение и систематизация большого по объему

материала, на текстах меньшего объема применяется прием

"Зигзаг-2"(автор Славин),

19.

Дискуссии

Это

технологии, которые вырабатывают у учащихся опыт совместной деятельности.

дискуссия "совместный поиск" затрагивает один из аспектов текста,

то "Перекрестная дискуссия" (Олверманн) позволяет увидеть текст в

целом, его идею, проблемы.

20.

Письмо

Прием,

позволяющий высказать свою точку зрения на человека: - "Очерк на основе

интервью", -создание "личностного" текста. Формы письменной

рефлексии: - Синквейн, - Эссе.

21.

Стратегия

"РАФТ"

Социо-игровое

задание: Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема).  

22.

Стратегия

"Fishbone"- фишбоун

Модель

постановки и решения проблемы, позволяет описать и попытаться решить целый

круг проблем ( поле проблем). Прием “фишбоун” - схема, где можно в явлении

различать составные части, в событиях выделять причины и последствия,

аргументировать ответ и подтверждать его примерами. Основой для выполнения

работы по схеме является проблема, содержащаяся в тексте или рассказе

учителя. Её записывают в “голове” “фишбоуна”, а вывод, получаемый по ходу

работы, записывается в “хвосте”.  

23.

«Лекция

со стопами»  

Лекция

читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается

«стоп-пауза», во время которой идет обсуждение или проблемного вопроса, или

коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание,

которое выполняется в группах или индивидуально.

24.

«Синквейн»

"стихотворение"  

Составление

синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный

материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо

поводу. 1 строчка: записывается одно слово - существительное-

тема синквейна. 2 строчка - два прилагательных, раскрывающих

тему синквейна. 3 строчка - три глагола, описывающих

действия, относящиеся к теме синквейна. 4 строчка - целая

фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик

высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата

или составленная учеником фраза в контексте с темы. 5 строчка - это слово -

синоним первого или итоговое слово-слово-резюме, которое позволяет выразить к

ней личное отношение. Например: Дорога Широкая, извилистая Ведёт, бежит,

поворачивает По извилистой дорожке бегут ребята. Шоссе.

25.

Приём

«Диаманта»

 6 – два прилагательных ко второму

существительному. Например: Город Большой, древний Строится, растет,

процветает Известный город, маленькая деревня Возрождается, развивается,

кормит Красивая, родная Деревня· 5 – три глагола ко второму существительному; ·

4 – два словосочетания с существительными; · 3 – три глагола к первому существительному; ·

2 – два прилагательных к первому существительному; ·

1, 7 строчки – существительные антонимы; ·Диаманта –стихотворная форма из семи строк, первая и

последняя из которых - понятия с противоположным значением, полезно для

работы с понятиями, противоположными по значению

26.

“Ромашка”

Блума (как вариант Д/З)

По

теме составить вопросы, учитывая их назначение. 

  

27.

Концептуальная

таблица (сравнительный анализ)

Заполнить

таблицу, работая в группах. Затем провести обсуждение и сравнение

результатов.  

28.

Создание

цепочки

Учащиеся

создают синквейны , хайку, рисунки, передавая друг другу их по кругу. Каждый

пишет свой синквейн, развивая мысли предыдущих авторов.

29.

Мозговая

атака- мозговой штурм

Мозговая

атака используется для создания банка идей, возможных решений проблемы, из

которых можно выбрать лучшую. Принимаются любые предложения. Критика и

комментирование не допускаются. Применяется в данной технологии и метод

рефлексии.

30.

“Мысли

по аналогии”

т.е.

для оценки понимания изучаемого материала можно задавать “вопросы по

аналогии” : “На что похоже?” , “С чем можно сравнить?” и т.д. Дети, проводя

сравнения, “наводят мосты” между тем, что они знали и тем, что узнали.

31.

“Размышление

от обратного”

Этот

способ помогает школьникам лучше понять причины тех или иных явлений, самим

увидеть доказательства различных законов природы и общества.

32.

Перекрестная

дискуссия  

Учащиеся

заполняют левую и правую колонку таблицы, приведя 3-4 аргумента «за» и

«против» тезиса, приведенного в заголовке таблицы; обмениваются мнениями со

своими коллегами, используя их аргументы, которые покажутся им убедительными,

продолжают заполнение таблицы, когда аргументы иссякнут, делают вывод.

33.

Шесть

шляп мышления

- Белая

шляпа: подробная и необходимая информация. Только факты. - Желтая

шляпа: символическое отражение оптимизма. Исследование возможных выгод и

положительных сторон. - Черная шляпа: Предостерегает и заставляет

думать критически. Что может случиться плохого или пойдет не так. Но не

злоупотребляйте ею. - Красная шляпа: Чувства, догадки и

интуитивные прозрения. И не пытайтесь их объяснить. - Зеленая шляпа:

Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях. Это

возможность выразить новые понятия и концепции и использовать здесь

латеральное мышление. - Синяя шляпа: позиция «размышления»,

говорят о сущности , о том, с чем связано.

34.

Метод

углов

Учащиеся

расходятся по углам в соответствии с определенной позицией. Аргумент одной

группы – контраргумент другой. Учащиеся могут переходить в другой угол.

Колеблющиеся сидят в центре класса, в процессе дискуссии могут присоединиться

к той или иной группе

35.

Семинары

совместного редактирования.

Автор

текста (реферата) раздает ксерокопии всем участникам семинара. Каждый

указывает три момента (по содержанию, стилю, сюжету), которые понравились и

три, которые не понравились. Автор тихо записывает и в конце делает отчет о

том, что принимает, а что нет.

36.

Упражнение

Джеффа "Да-Нет-Может быть"

Учащимся

предлагаются вопросы. Например, "Верите ли вы в любовь с первого

взгляда?" Учащиеся подходят к тому слову "Да",

"Нет", "Может быть"(вывешено на стенах класса), с которым

они согласны при ответе на данный вопрос.

37.

Эссе-

свободное письмо

Смысл

приема: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на

заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление

индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы,

аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и

по времени занимает не более 5 минут.

38.

Зигзаг

- метод Джиксо

Взаимообучение

- работа в группах сменного состава.

39.

Двухчастный

дневник

 

 

 

 

 

 

Вопросительные

слова

Основные

понятия темы

Что

Какой Чем отличается Почему и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

40.

Концептуальная

таблица

Что

сравнивали?

Черты и

свойства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41.

«Составление

кластера» ("пучок, созвездие")

Смысл

приема - попытка систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.

Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит

содержание «корзины». Кластер - это графическая организация материала,

показывающая смысловые поля того или иного понятия. Ученик записывает в

центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные

стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь

лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных

стадиях урока. На стадии вызова - для стимулирования мыслительной

деятельности. На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и

групповой работы как в классе, так и дома.

42.

Стратегия

ИДЕАЛ

Расшифровывается

она следующим образом: · И ― Идентифицируйте проблему (Проблема определяется

в общем виде) · Д ― Доберитесь до её сути (Сформулировать её в виде вопроса).

· Е ― Есть варианты решения! (Как можно больше) · А ― А теперь за работу!

(Выбрать из всех лучший вариант) · Л ― Логические выводы (Анализ проделанной

работы)

43.

Бортовой

журнал

Учащиеся

во время изучения темы записывают свои мысли

Что я

знаю по теме

Что

нового узнал

Что не

понял

 

44.

«Корзина»

идей, понятий, имен...

Прием

организации индивидуальной и групповой работы учащихся, когда идет

актуализация имеющегося у них опыта и знаний; позволяет выяснить все, что

знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать

значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики

вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей

процедуре: 1. Задается прямой вопрос: "Что известно вам по той

теме?" 2. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает

по этой теме или проблеме (строго индивидуальная работа, 1-2 мин). 3. Обмен

информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным

знанием (групповая работа,3 минуты). Ученики выясняют, в чем совпали

имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия. 4. Каждая

группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не

повторяя ранее сказанного (составляется список идей). 5. Все сведения кратко

в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже

если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена,

проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти

разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут

быть связаны в логические цепи.

45.

“Как

вы думаете?”

Игра

осуществляется в следующем порядке: 1) в тетради вычерчивается таблица с

тремя колонками – “никогда”, “иногда”, “всегда” или на доске вывешивается

игровое поле с соответствующими разделами; 2) учащиеся получают карточки с информацией,

каждая карточка может быть разного цвета; 3) учащиеся читают карточки и

кладут их на определённое место, при этом может получиться, что одни и те же

карточки окажутся в разных местах, каждый объясняет свой выбор, но

разногласия остаются.

На

стадии вызова работает и приём «П» - «М» - «И»: таблица «Плюс – минус -

интересно», либо модификация данной таблицы «Плюс – минус - вопрос».

Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией и на стадии

осмысления. Новая информация заносится в таблицу, по ходу чтения параграфа

или прослушивания лекции заполняются соответствующие графы. Этот приём можно

использовать и на стадии рефлексии. Так или иначе, пошаговое знакомство с

новой информацией, увязывающей её с уже имеющейся, - это способ активной

работы с текстом. Данный приём нацелен на актуализацию эмоциональных

отношений в связи с текстом. При чтении текста предлагается фиксировать в

соответствующих главах таблицы информацию, отражающую: В графу «П» заносится

информация, которая, с точки зрения ученика, носит позитивный характер, в

графу «М» - негативный, наиболее интересные и спорные факты заносятся в графу

«И». Возможна модификация этой таблицы, когда графа «И» заменяется графой «?»

(«Есть вопросы»). При использовании данного приёма информация не только более

активно воспринимается (прослушивается, записывается), систематизируется, но

и оценивается. Подобная форма организации материала позволяет провести

обсуждение, дискуссию по спорным вопросам.  

47.

«Мудрые

совы»  

Учащиеся

самостоятельно прорабатывают содержание текста учебника (индивидуально или в

группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и

заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. Рассмотрим

примеры таких заданий: 1. Азы работы над текстом. Найдите в

тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке. 2.

Что не ждали? Выберите из текста новую информацию, которая является для

Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным

представлениям. 3. Ты уже знаешь, последние новости? Запишите

ту информацию, которая является для Вас новой. 4. Главная жизненная

мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или

какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы

являются ключевыми? 5. Известное и неизвестное. Найдите в тексте

ту информацию, которая является для Вас известной, и ту информацию, которая

была ранее известной. 6. Иллюстративное изображение. Постарайтесь

проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, Вашу реакцию на нее

в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д. 7. Поучительный вывод.

Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для

будущей деятельности и жизни? 8. Важные темы для обсуждения.

Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и

достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке. Далее организуется

обсуждение результатов работы. При этом могут быть намечены следующие шаги:

поиск дополнительной информации, индивидуальные домашние задания;

выделение нерешенных проблем,определение последующих этапов работы.

 

 

Что

не понял

 

Графический диктант

Особенность графических диктантов в

экономии времени на уроке и места в тетради. Зачитываю предложения, содержащие как

верную, так и ошибочную информацию. Задача учащихся решить, согласны ли они с

моим утверждением. Если да, то они ставят «+», если нет – « - ». В итоге ответ

выглядит следующим образом: +, +, -, +, +, -, -, +, -, и т.д. Использование

графических диктантов развивает критическое мышление, аналитические

способности, позволяет учащемуся не согласиться с высказыванием учителя, что

идёт вразрез с общепринятыми нормами, тем более, что все предложения зачитываю

уверенно, словно это прописная истина. В качестве контроля использую

самоконтроль или взаимоконтроль – вывешиваю строку верных ответов, учащиеся

сверяются со своими ответами, выставляют отметку.

 30 методов Опроса

 

1. Базовый лист. В листе перечислены

базовые вопросы, ответы на которые должен знать каждый ученик по данной теме. В

старших классах лист "двухэтажный", так как после обязательного

минимума следуют вопросы повышенной сложности.

Базовый лист создается

заранее, до объяснения новой темы. По мере объяснений и работы на уроках,

учащиеся составляют ответы на вопросы. Опрос по базовым листам удобно проводить

во время завершающего практического урока по теме. Это может быть как

фронтальный, так и индивидуальный опрос.

2. Опрос по цепочке используется, когда

нужно дать развернутый ответ. Эффективен при закреплении новой темы. Один

ученик начинает отвечать — другие дополняют.

3. Программируемый опрос. Проводится на этапе

закрепления новой темы или во время проверки домашнего задания. Учащиеся должны

выбрать один верный ответ из нескольких вариантов. При этом важно обосновать

свой выбор. Для мотивации или чтобы побудить к дискуссии, учитель может

защищать неверный ответ.

4. Магнитофонный опрос. Ответ ученика

записывается, потом ему дают послушать. В этом и заключается цель — дать

послушать себя со стороны. Прием используется для развития устной речи, при

обучении навыкам логического изложения.

5. Взаимоопрос — один из самых

сложноконтролируемых. Однако именно такой вид опроса лучше всего отвечает

нормативам ФГОС. Учащиеся работают в парах, опрашивая друг друга по

заранее составленным вопросам и выставляя оценки по заранее определенным

критериям. Читайте статью Взаимоконтроль и

взаимопроверка на уроке: правила проведения.

6. Опрос с отсроченной

реакцией. При этом после вопроса выдерживается пауза в течение 30-40

секунд. Это позволяет отвечать не только тем, кто быстро соображает.

Отсроченная реакция помогает привлечь к работе и менее энергичных учащихся,

которые при обычном опросе занимают пассивную позицию.

7. Щадящий опрос. Класс делится на две группы или по вариантам. Учитель задает вопрос —

ученики первой группы отвечают на него, сообщая свои ответы друг другу "по

цепочке". Затем на вопрос отвечает кто-то из учащихся или сам учитель.

После этого ученики из первой группы ставят своим товарищам + или —.

Достаточно десяти

вопросов. Такой прием предполагает, что каждый ученик не только ответит минимум

на пять вопросов, но и выслушает ответы на остальные пять.

8. Индивидуальный опрос, или опрос у доски —

эффективный прием для развития устной речи. Предполагает обстоятельный опрос

одного ученика, максимально глубокую оценку его знаний и умений.

 

9. Пресс-конференция — еще одна

разновидность индивидуального опроса. Но в роли опрашивающих выступают сами

ученики. Они заранее составляют вопросы по теме. Во время урока вызывается один

ученик, который будет играть роль интервьюируемого. Остальные выступают в роли

журналистов и опрашивают ученика.

10. Опрос по видеоролику

или анимации. Демонстрируется видео или анимационный ряд, подобранный учителем

по теме. Но звук у ролика выключен. Ученик должен прокомментировать увиденное.

Например, на уроке физики можно показать, как проводится тот или иной опыт.

Ученик должен в объяснить: какие физические законы работали в данном примере.

11. Шапка вопросов. Суть приема в том, что

учащиеся учатся сами составлять вопросы. Учитель предлагает три шапки. В первую

складываются вопросы по тексту учебника. Например, если это урок литературы —

то вопросы по тексту произведения.

Во вторую шапку идут

вопросы оценочные, начинающиеся со слов: "Я считаю, что…, а ты как

думаешь?" Эта шапка тоже важна, так как учит оценочным суждениям.

Например, на уроке истории

сюда попадут вопросы, касающиеся оценки того или иного события.

В третью шапку собираются

вопросы, на которые ученик и сам затрудняется ответить или вовсе не знает

ответа. Это позволяет учащимся самостоятельно оценить свой уровень подготовки и

стимулирует к расширению кругозора.

Кстати, вопросы из шапок

потом можно использовать при взаимоопросах или фронтальных проверках.

12. ПОПС-формула. Строится на следующем:

П — позиция

О — обоснование

П — пример

С — следствие.

Это прием творческого

опроса, который, однако, учит лаконичности и развивает навыки логического

мышления.

Как применять? Учитель

задает вопрос. Учащиеся подготавливают ответы по формуле, используя следующие

предложения:

П — "Я считаю,

что…"

О — "Потому

что…"

П — " Я могу доказать

это на примере..."

С — "Поэтому я делаю

вывод, что…"

Читайте подробнее о ПОПС-формуле.

13. Островки. Ученику предлагается

текст, например, определения термина. Но часть текста закрыта листом с

вырезанными окошками, сквозь которые видны лишь отдельные слова. По ним ученик

должен восстановить или пересказать близко к тексту само правило или

определение.

14. Трафарет. На большом листе

расчерчиваются квадраты. В каждый вписывается одно слово: по изучаемой теме и

"лишние". Затем ученику предлагается выбрать из всех слов только те,

которые являются ответами на поставленный вопрос. Если опросный лист сделать

бумажным, то ученику предлагается отметить (закрасить) правильные ответы.

Проверка проста. На

основной лист накладывается трафарет, в котором вырезаны окошки для правильных

ответов.

Сейчас такой трафарет

можно сделать в программе PowerPoint, что облегчает задачу. Читайте Как сделать трафарет в

презентациях.

Пример: На основном листе

написаны имена всех героев романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Но

есть и имена героев и из других его произведений.  Вопрос: Отметьте всех

героев романа "Евгений Онегин".

 

15. Аукцион. Задается тема аукциона,

например, "Страны Африки". Учащиеся называют страны, каждый — по

одной стране. Оценку (или поощрение, плюсик, зачет, конфетку) получает лишь

тот, кто назовет страну последним.

Этот прием опроса

позволяет в считанные минуты освежить базовые знания по теме. Его с успехом

можно использовать для закрепления материала по уроку или для обобщения больших

тем.

16. Подбери пару. Ученику предлагается

лист, разделенный на две части. В одной из них — вопросы по теме, в другой

части листа — ответы. Задача: подобрать правильный ответ для каждого вопроса.

Этот опрос можно проводить

и используя ИКТ.

 

17. Брейн-ринг. Подготавливаются

вопросы, требующие лаконичных ответов или на которые можно ответить однозначно

"да" или "нет".

Побеждает в ринге тот, кто

сумеет безошибочно ответить подряд на 5 вопросов ведущего. Вместо вопросов

можно использовать примеры устного счета, мини-задачи и пр.

18. Хлопни в ладоши. Прием прост в применении

и используется, когда нужно проверить базовые знания по теме. Учитель

перечисляет термины, имена, названия и т.д. — то, что связано с темой. Задача

учеников — хлопнуть в ладоши, когда произносится верный ответ.

Например, на уроке истории

учитель перечисляет имена исторических деятелей. Вопрос: Перечислите главных

героев Петровской эпохи.

19. Разминка. Проводится в начале

урока и позволяет не только освежить в памяти пройденные темы, но и подготовить

учащихся к восприятию нового материала. Для разминки подбираются базовые

вопросы, требующие лаконичных ответов. Проводится в быстром темпе.

Важно! Не стоит

фиксировать внимание на неправильных ответах. Разминка проводится в начале

урока, а потому важно сохранять позитивный настрой.

Для более успешного и

эффективного опроса во время разминки можно использовать слайды или видеоряд.

20. "Угадай-ка". Принцип ее знаком

каждому, но данная игра позволяет не только проверить знания учащихся по теме,

но и акцентировать внимание на построении логических цепочек.

Учитель задумывает слово.

Например, известная историческая личность. Учащиеся задают вопросы, на которые

можно отвечать только "Да" или "Нет".

Пример использования:

загадан император Николай II.

Вопросы учащихся:

Это русский царь? — Да.

Он из династии Романовых?

— Да.

Он жил в XVIII веке? —

Нет.

И так далее, пока не будет

отгадано слово.

Этот прием опроса можно

проводить на стадии введения в урок, повторяя основные понятия пройденной темы.

Вариация этой игры: ученик

выходит к доске. За его спиной на экране выводится загаданное слово. Теперь

этот ученик задает вопросы, а класс отвечает.

21. Телеграф — это прием

письменного опроса. Учитель подготавливает карточки с текстом, в котором слова

состоят только из согласных. Задача учащихся — восстановить все слова. Прием

эффективен, когда нужно опросить знание базовых терминов, понятий,

формулировок.

22. Все наоборот. Интеллектуальный игровой

прием, позволяющий провести опрос в занимательной форме. Суть в том, что

учитель называет слова, а учащиеся должны назвать слово, противоположное по

значению. Этот прием давно известен учителям русского языка, которые практикуют

его при изучении антонимов.

Но прием можно

разнообразить, зашифровав целую фразу. Можно использовать не только антонимы, а

слова из того же логического ряда. Разгадав фразу, учащиеся получат ответ на

поставленный вопрос.

Например, вопрос: Назовите

произведения Ж. Верна.

Фразы "Отцы майора

Васильева", "Мистический материк", "Восьмилетний

штурман" и т.д.

23. Верно-неверно. Суть опроса заключается

в том, что из предложенных учителем выражений учащиеся выбирают лишь

правильные. Очень эффективный прием при проверке домашнего задания или при

повторении пройденного материала.

24. Экспресс-тестирование. Вопросы тестов с

вариантами ответов выводятся на экране (или зачитываются учителем устно).

Учащиеся на отдельных листочках решают тесты. Вопросов не стоит выбирать много.

Для экспресс-теста достаточно 5-6 вопросов по теме. В конце можно вывести на

экран варианты правильных ответов, — учащиеся самостоятельно проверяют свои

работы, либо используют прием взаимопроверки.

Этот прием часто

используется на этапе введения в урок или при проверке домашнего задания. Так же можно быстро проверить знание

базовых понятий по пройденной теме.

25. Тысяча примеров. Прием используется для

проверки практических навыков. Это форма устного фронтального опроса, который

позволяет за короткое время оценить, насколько верно учащиеся могут связывать

изученную теорию с практикой.

Суть приема: дается

понятие, определение, дата, название. Учащиеся должны привести примеры,

раскрывающие смысл.

Например, на уроке химии

задается вопрос "Применение железа". Учащиеся не просто отвечают

"в производстве", а приводят конкретные примеры.

26. Почини цепочку. На экран выводятся

предложения. Задача учащихся: составить логическую цепочку. Предложения можно

заменить картинками.

Например, на уроке

биологии нужно восстановить цикл произрастания дерева из семени.

Такой опрос позволяет не

только проверить знание основных понятий, но и умение составлять логически

последовательные циклы.

27. Буквенный диктант. Один из вариантов

комбинированного опроса. Учитель зачитывает вопросы, учащиеся записывают лишь

первые буквы ответов. Из этих букв потом складывается ответ на главный,

ключевой вопрос.

28. Тренировочная

контрольная работа. Работа проводится как обычная контрольная, но оценки за нее идут

в журнал лишь по желанию учащегося. Задания для такой контрольной нужно

выбирать такие, которые будут максимально похожими на задания в основной

контрольной. Это позволяет не только проверить знания учащихся, но и выявить

пробелы.

29. Релейная контрольная

работа —

еще один вариант письменного опроса. Задания для нее подбираются из уже

пройденного материала, те, что дети уже выполняли. Чаще всего берутся из

учебника, из пройденных и выполненных упражнения. Цель двоякая: и выяснить,

насколько дети уяснили пройденный материал, и не создается напряженная

обстановка, потому что дети по умолчанию уже знакомы с заданиями. Стоит

заметить, что после проведения такого опроса к выполнению домашнего

задания дети  стали относится намного внимательнее.

30. Азбука. Учитель называет одну

букву. Учащиеся должны подобрать как можно больше слов, начинающихся на эту

букву. Все слова и понятия должны перекликаться с темой урока.

Такой опрос помогает не

только проверить знания учащихся в активной форме, но и повторить пройденный

материал. Прием удобно использовать в начале урока, при введении в новую тему

или про проверке домашнего задания.

Выбирая тот или иной

прием, следует помнить о цели опроса, о том, какое время вы планируете отвести

для него. 

Мы перечислили лишь 30

способов проведения опроса на уроках. А какие приемы используете вы?

Метод «американской мозаики» (Jigsaw)

Этот метод  реализуется по следующей

схеме: команды формируются по 4–6 человек. Новый учебный материал делится на

4–6 частей, которые распределяются между членами команды, и каждый учащийся

самостоятельно изучает свою часть. Затем члены разных команд, изучавшие

одинаковую часть учебного материала, собираются вместе для 10–15-минутного

обсуждения. После этого они возвращаются в свои команды, и каждый из них

поочередно (согласно логике учебного материала) объясняет содержание своей

части остальным членам команды. Уровень усвоения учебного материала каждым

учащимся оценивается по результатам индивидуальной самостоятельной работы по

всему новому материалу. Выигрывает та команда, которая набирает таким образом

наибольший балл.

Алгоритм работы с приемом "Зигзаг" на уроке

Итак, условия заданы —

требуется за урок освоить большой пласт материала.

·        

Текст изначально делится учителем на несколько частей (на сколько

— см. условия ниже).

·        

Класс делится на группы

с равным количеством участников. Например, на 5 групп по 5 учеников в каждой группе. Для удобства

будем называть эти первичные группы рабочими. Текст должен быть поделен на столько

частей, сколько участников в этой первичной группе.

Если текст слишком

объемный, то можно разделить класс на три рабочие группы по 7 человек в каждой.

Но не больше.

·        

Каждая группа получает один и тот же текст. Причем каждый участник

рабочей группы получает по одному отрывку из текста. Эти отрывки можно

пронумеровать или отметить разными цветами.

·        

Индивидуальная работа. Каждый ученик работает со своей частью

текста — прорабатывает информацию, анализирует, составляет опорный конспект.

Важно, чтобы из отрывка было взято все самое нужное. Задача ученика:

представить своеобразную "выжимку", квинтэссенцию. Причем сделать это

он может по-разному — составить кластер, таблицу, схему, инфографику и т.д.

·        

Следующий этап работы — групповой. Теперь учащиеся переходят к

своим "коллегам". Составляются экспертные группы. То есть, в одной

команде окажутся все те, кто получил отрывок № 1, в другой — те, кто получил

отрывок № 2. Начинается этап обсуждения. Учащиеся обмениваются своими работами,

мнениями, выбирают самый лучший вариант для презентации своей части текста.

Дополнительным заданием

может быть составление вопросов по своему отрывку, которые покажут, насколько

остальные поняли и усвоили материал. Причем вопросы тоже можно разнообразить —

либо это просто вопросы, либо мини-тесты, либо какое-то практическое задание.

·        

После этого ребята возвращаются в свои рабочие группы, и

начинается этап размышления. Каждый по очереди презентует свою часть текста.

Будет это краткое изложение, кластер, таблица — это решено уже на стадии работы

в экспертной группе. Таким образом, каждый из учеников получает сведения по

всему тексту.

·        

Завершается "Зигзаг" общей работой всего класса. Каждую

часть текста презентует один из экспертов по данному вопросу. В итоге

происходит вторичное прослушивание материала. Остальные эксперты

"дополняют" коллегу.

На этапе рефлексии

учащиеся решают, чья презентация материала была наиболее точной и эффективной.

А также намечают круг вопросов, которые требуют уточнений, пояснений. Итогом

такой работы может стать совместный проект или презентация.

"Зигзаг-2", или облегченный вариант

Этот прием можно

использовать для изучения текста меньшего объема или, например, при изучении

художественного произведения. Так, прием "Зигзаг" можно использовать

и в начальной школе, а его облегченный вариант и на уроках литературы.

В этом случае текст

изучается каждым учеником полностью.

·        

Для деления на группы учитель изначально предлагает определенное

количество вопросов.

·        

Получив свой вопрос, ученик отвечает на него, так же составляет график,

кластер и проч.

·        

Далее также следует работа в экспертных группах, которая решит,

чья презентация наиболее объективна.

·        

Работа в рабочих группах проводится, как и в

"Зигзаге-1", только презентуются уже ответы на вопросы по тексту.

·        

Итоговая работа — общая. Один из экспертов каждой группы

представляет свой вариант ответа на вопрос. Вторичное прослушивание еще больше

закрепляет информацию в сознании учащихся.

Таким образом, за один

урок можно освоить довольно большой пласт информации. Прием "Зигзаг"

только на первый взгляд кажется громоздким и неудобным. На практике дети быстро

втягиваются в процесс, так как работа в группах активизирует элемент

соревнования.  

Метод  Джигсо. Метод

предназначен для того, чтобы обучающие помогали друг другу учиться. Каждая группа

 получает  одинаковое задание: прочитать свой микротекст, продумать,

как, какими способами запомнить его и пересказать, составить вопросы,

направленные на понимание сущности текста. Учащиеся могут записать опорные

слова, начертить рисунки, схемы или кластеры. После работы с текстом группы

перераспределяются таким образом, чтобы в каждой оказались представители всех

трех групп. Затем по команде учителя они по очереди объясняют свой вопрос,

используя записи и графический материал.  Объяснив и обсудив три микротемы

в группе, все возвращаются на свои места и ещё раз обсуждают общую тему,

состоящую из трех микротем.

   Прием «Корзина идей». 

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной

стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он

 позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме

урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет

собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией

проводится по следующей процедуре:

  1. Задается прямой вопрос о том, что

известно ученикам по той или иной проблеме.

  2. Сначала каждый ученик вспоминает

и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго

индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

  3. Затем происходит обмен

информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным

знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это

обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем

совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

  4. Далее каждая группа по кругу

называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее

сказанного (составляется список идей).

  5. Все сведения кратко в виде

тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если

они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы,

понятия, имеющие отношение к теме урока.  Далее в ходе урока эти разрозненные

в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в

логические цепи.

 6. Все ошибки исправляются далее, по

мере освоения новой информации.

 

   Прием

«Фишбоун».   Схема (диаграмма) «Фишбоун»

придумана профессором Кауро Ишикава в 1960 году как метод структурного анализа.

Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы,

отражающие суть. Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий

более глубоко, поставить цели, показать внутренные связи между разными частями

проблемы.

 

Просмотров: 2764

Қосымшалар:



Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст