КММ " Опан ауылының  негізгі  орта мектебі"
КГУ "Основная средняя школа  села Опан "

СоцСети

 

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

31.03.2018

Диалоговое обучение на уроках русского языка и литературы


Нельзя кого-либо изменить, 

передавая ему готовый опыт. 

Можно лишь создать атмосферу, 

способствующую развитию человека. 

К. Роджерс


Наша страна претерпевает огромные перемены в самых разных направлениях.

Естественно, это не могло не коснуться и системы образования. Государственные

документы по совершенствованию системы и качества образования требуют

необходимости глобальных изменений в современной школе.

Проблема реформирования образования и оптимизация педагогической

деятельности будет всегда самой актуальной, так как от

состоя-ния образовательной системы всегда будет зависеть

экономический, интеллектуальный и нравственный потенциал общества.

Мир шагнул в новое тысячелетие. Несмотря на новые современные технологии,

на всеобщую компьютеризацию, во главе всего по-прежнему стоит человек. А во

главе урока по – прежнему остается учитель. Чтобы идти в ногу со временем перед

учителем встают такие проблемы: «Как выучить в век информатизации?», «Как повысить

качество знания? «Как подвести к тому, чтобы знания, полученные на уроках,

помогли ученику стать конкурентоспособной личностью?». От современного учителя

требуется не только дать детям образование в виде системы

знаний-умений-навыков, но также развивать возможности своих учеников,

воспитывать в них личность, а также это касается сформированности учебных

действий, обеспечивающих умение учиться. Нынешние дети живут в новое время.

Поэтому важно, чтобы с ними занимались педагоги со свежим взглядом, которые

смогут помочь ученику свободно рассуждать, принимать решения и нести

ответственность за них.

Мы должны не просто обучать ребенка, а должны вкладывать большие усилия и

знания для того, чтобы он стал гражданином, который в будущем внесет вклад в

развитие Казахстана. Поэтому в первую очередь, мы должны сами обучаться, решать

новые задачи, которые ставятся перед педагогами нового поколения.

В этой связи, были организованы курсы повышения квалификации учителей,

которые работают в общеобразовательных школах Республики Казахстан. В основе

данной программы лежит компетентностная педагогика, поэтому основной целью

данной программы является формирование у учеников навыков обучения тому, как

обучаться, и как следствие, - становление их независимыми, самомотивированными,

увлечёнными, уверенными, ответственными личностями и развитым критическим

мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях.

Современная бельгийская писательница  Амели Нотомб говорила:

«Единственный ключ к знаниям — желание, и ничего более».

Самое главное, что внедрение идей программы в нашу ежедневную практику

вполне реально и применимо в наших условиях. Испытав это на практическом этапе

в школе, мы поняли, что это только разнообразит наши уроки и сделает их более

результативными. Поэтому очень хочется поделиться всеми теми знаниями, которые

мы получили во время обучения на этих курсах с коллегами, потому что только

работая вместе, одним коллективом, мы добьёмся того результата, который

предусматривает данная программа.

Каким же образом можно внедрить в один урок идеи всех семи модулей?

Чтобы улучшить качество образования на уроках русского языка, я особое внимание

уделила модулю «Новые подходы в преподавании и обучении» и остановилась на

«Обучении через диалог», которое помогает учащимся самостоятельно формировать и

развивать собственное мышление.

Обучение через диалог или учебный диалог – это своеобразная форма общения.

Если в традиционной школе на уроках говорил больше учитель, то теперь монолог

учителя изживает себя. Изменились приоритеты образования и теперь современный

школьник не только должен иметь необходимые знания – умения - навыки, но и

уметь их добывать самостоятельно. Он должен научиться организовать собственную

учебную деятельность, быть готовым учиться, быть способным учиться. Поэтому

метод организации совместной деятельности на уроке должен непременно

измениться: на смену монологу приходит диалог. 

Будучи учителем русского языка, я осознаю важность диалога на уроках. Без

диалога нельзя представить себе урок. Уже с начала урока идет диалог между

учителем и учениками. Психологи уже давно пришли к выводу, что самая большая

ценность в мире – это человеческое общение и иногда, чтобы вылечить больного,

не нужно лекарств – достаточно лишь подобрать общество или слово.

Сила слов, точность слов, их убедительность – основа хорошего урока. Урок

нужно построить так, чтобы диалоговое обучение длилось от начала до конца

урока. Возрастающее количество современных исследований подтверждает, что дети

обучаются эффективнее, и их интеллектуальные достижения выше при условии

активного их вовлечения в обсуждения, диалог, аргументацию [Руководство для

учителя, стр 156]. Диалог на уроках помогает учителю преодолевать проблемы и

находить пути их решения. 

Учащиеся испытывают затруднения в учебной деятельности, связанные с

традициями школьного урока в области риторики и коммуникации. Им трудно

говорить перед классом; делать сообщения по ключевым словам и конспекту, если

нужно сделать самостоятельный вывод; они не умеют слушать другого человека;

ждать возможности высказать свое мнение; считаться с мнением

одноклассников. 

Мы привыкли к тому, что речь учителя на уроке преобладает, «убивая» речь

ученика. Как изменить ситуацию? Как сделать так, чтобы на уроке предпочтение

отдавалось активной речи ученика, а учитель в большей степени был дирижером

этого процесса? 

Общение является неотъемлемой частью любого урока. Большие возможности

для активизации коммуникативной деятельности школьников имеются на уроках

русского языка и литературы. Речевому развитию на этих уроках всегда

уделялось и уделяется серьезное внимание. Проводится работа по увеличению

словарного запаса, объема высказываний учащихся на уроках; отрабатывается

произношение; особое значение придается пониманию детьми обращенной к ним

речи. 

Очень важно, чтобы каждый учащийся в течение учебной четверти неоднократно

оказался в роли говорящего, произносящего перед классом 2-3 минутный ответ, и

не менее важно, чтобы результатом работы было ощущение успеха или осознание

его перспективы. Поэтому задача учителя заключается в создании рабочей

атмосферы, условием чего является не только общий интерес к предмету, но и

владение культурой общения.

  Уроки должны быть организованы так, чтобы помогали раскрывать

собственное «я» учащегося. «Скажи мне и я забуду. Научи меня и я запомню.

Вовлеки меня и я выучу», - говорил Бенджамин Франклин.

В своей работе с учащимися на уроках русского языка я часто использую

учебный диалог, так как овладение языком возможно только в ситуации речевого

общения. 

Диалог на уроке – это особая коммуникативная атмосфера, которая помогает

ученику не только овладеть диалогическим способом мышления, но и обеспечивает

рефлексию, развивает интеллектуальные и эмоциональные свойства

личности. 

Диалог начинается в том случае, когда ученик делает высказывания типа «я хочу

сказать», «мое мнение», «мне хочется дополнить», «моя точка зрения». 

Диалог на уроках может быть двух видов: информационный (когда в процессе

восприятия каждый партнер получает новую информацию) и интерпретационный

(когда в ходе диалога происходит обмен мнениями, оценка известных обоим

партнерам фактов, их интерпретация). 

Информационный диалог обычно организуется учителем в процессе овладения

новыми знаниями, а интерпретационный диалог может быть включен в любой

структурный элемент урока (проверка домашнего задания, закрепление новых

знаний, подведение итогов).

На уроках русского языка предлагаю учащимся разнообразные виды заданий,

позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить

коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме,

пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием

речи и условиями общения. 

Задания такого типа дают возможность использовать навыки логического и

абстрактного мышления, развивают умение обобщать и проводить сравнение,

включать интуицию, воображение, и, конечно же, работать со справочной

литературой (словарями, энциклопедиями). 

Диалоговая технология требует большой подготовительной работы самого

учителя. Но диалог на уроках имеет и свои преимущества: этот метод дает

возможность детям совместно восхищаться красотой и богатством русского языка,

а процесс кропотливого поиска истины вместе с одноклассниками пробуждает

интерес и вкус к слову. 

К сожалению, есть дети, которые трудно идут на контакт со сверстниками,

они замкнуты, и обучение у них «нерадостное», воспринимается без энтузиазма.

Таким детям трудно будет жить в большем социуме. 

Благодаря диалогическому обучению и складывается сотрудничество.

Пассивных учащихся с каждым уроком меньше, потому что каждому хочется

выразить свое мнение, свои мысли. А когда работа идет в парах, уже происходит

и соперничество: каждый старается говорить грамотнее, опираться на текст и

факты. Получается, что диалогический подход решает не только образовательные

проблемы, но и вызывает интерес детей друг к другу, развивает критическое

мышление и самооценку в сравнении с другими. 

Учащиеся учатся «слышать» друг друга, грамотно формулируют вопросы,

приобретают навыки обсуждения и высказывания своих идей, совместно решают

проблемные вопросы, появляется чувство уверенности в себе, максимальная

свобода развития и саморазвития учащихся, от учения – запоминания информации

к учению-развитию, вовлечение в работу слабоуспевающих учеников. 

Учебный диалог позволяет по-новому построить структуру урока, где главное

место принадлежит не учителю, а ученику, который при правильной организации

может продолжить обучение самостоятельно. 

В формировании коммуникативной компетенции учащихся принципиально

изменяется и позиция учителя. Он перестает быть носителем "объективного

знания", которое он пытается передать ученику. Его главной задачей

становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и

самостоятельности. Учитель создает условия, развивающую среду, в которой

становиться возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его

интеллектуальных и прочих способностей определенных умений: вступать в

контакт с любым типом собесед-ника, учитывая его особенности; поддерживать

контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения; слушать собеседника,

соблюдая уважение и терпи-мость к чужому мнению; высказывать, аргументировать

и в культурной форме отстаивать собственное мнение; стимулировать собеседника

к продолжению общения; грамотно разрешать конфликты в общении; изменять при

необходимос-ти свое речевое поведение; оценивать успешность ситуации общения;

корректно завершать ситуацию общения.

Выготский считает, что диалог является главным инструментом обучения.

Ученики легче обучаются, когда имеется возможность диалога с другими, более

знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя. Поэтому, я

на своих уроках при использовании методов диалогического обучения пыталась

сформировать группы так, чтобы в каждой группе был ученик, который своим

умением рассуждать поддерживал диалог в группе. Совместная беседа учеников в

классе приносит большую пользу, так как: позволяет ученикам выражать свое

понимание темы; помогает им осознавать, что у людей могут быть разные мнения,

идеи; содействует аргументированию учениками своих идей; помогает учителю

понять на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения.

[Руководство для учителя, стр.145]

«Обучение через диалог» нужно внедрять и прослеживать на каждом уроке,

чтобы добиться хороших результатов. 

Работая над данными методами по диалоговому обучению на уроке, я увидела

результативность, потому что дети работают самостоятельно, затем оживленно

обсуждают в группе, выдвигают свои идеи, отстаивают свое мнение. Уникальность

новой методики в том, что ученики на уроках делятся своими идеями, сравнивают

знания, могут свободно общаться.

Я стараюсь построить уроки таким образом, чтобы ученики размышляли вслух,

выдвигали идеи, рассуждали и обосновывали свою точку зрения. Из трех видов

беседы, по Мерсеру, я отдала предпочтение исследовательскому типу беседы, при

которой ученики решали общую проблему, задавали друг другу вопросы, обосновывали

свои мысли и утверждения, отстаивали свои позиции. 

Конечно, без труда учение не будет продуктивным. Иногда не все учащиеся

принимают участие в уроке, отстают от других. К таким ученикам нужен особый

подход. В этом мне помогают другие ученики. Они стараются привлечь их к работе

в группах, например, что-нибудь раскрасить на постере, найти нужные слова в

учебнике и словарях. В процессе работы я старалась часто обращать внимание на

таких учеников, хвалить, поощрять, одобрять их. Этим я не изменила их в глубине

души, но может быть пробудила интерес к обучению. 

Хочу отметить, что проводя и посещая открытые уроки учителей, прошедших 3

уровень, и внедряя раздел «Обучение через диалог» модуля «Новые подходы в

преподавании и обучении» это оправдало ожидаемые результаты. Я заметила, что во

всех классах учащиеся внимательнее читают теоретический материал, выискивая

интересное и акцентируя внимание на самом важном. И ответы учащихся стали

развернутыми и аргументированными. Повысилась степень понимания материала. Они

научились рассуждать, творчески мыслить, приобрели уверенность в своих силах и

способностях.

Как учитель русского языка и литературы на своих уроках я всегда ставлю

цель: увидеть, разглядеть, не оставить без внимания все самое лучшее, тем самым

стимулировать внутреннюю мотивацию учащихся, поэтому диалогическое обучение мне

в этом очень помогает. 

Я думаю, что диалогическое обучение оказывает благоприятное воздействие на

учебный процесс, способствует всестороннему развитию учащихся. В результате

такого обучения, учащиеся старались высказать свои мнения, у них обогащался

словарный запас, расширялся кругозор, поменялся взгляд и отношение к предмету.

На уроках они стали увереннее в своих действиях, выводах. Такой подход в

обучении позволяет выполнить общественный заказ на подготовку ученика как

самообучающейся, саморегулирующейся личности, успешно адаптирующейся в нашей

социальной действительности.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

основная 

школа №23 с. Антоновка

 

 

 

 

 

 

«Диалоговое обучение

на уроках русского языка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Шамшиденова К.К.

Просмотров: 539

Қосымшалар:



Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст