Диалоговое обучение на уроках русского языка и литературы
Нельзя кого-либо изменить,
передавая ему готовый опыт.
Можно лишь создать атмосферу,
способствующую развитию человека.
К. Роджерс
Наша страна претерпевает огромные перемены в самых разных направлениях.
Естественно, это не могло не коснуться и системы образования. Государственные
документы по совершенствованию системы и качества образования требуют
необходимости глобальных изменений в современной школе.
Проблема реформирования образования и оптимизация педагогической
деятельности будет всегда самой актуальной, так как от
состоя-ния образовательной системы всегда будет зависеть
экономический, интеллектуальный и нравственный потенциал общества.
Мир шагнул в новое тысячелетие. Несмотря на новые современные технологии,
на всеобщую компьютеризацию, во главе всего по-прежнему стоит человек. А во
главе урока по – прежнему остается учитель. Чтобы идти в ногу со временем перед
учителем встают такие проблемы: «Как выучить в век информатизации?», «Как повысить
качество знания? «Как подвести к тому, чтобы знания, полученные на уроках,
помогли ученику стать конкурентоспособной личностью?». От современного учителя
требуется не только дать детям образование в виде системы
знаний-умений-навыков, но также развивать возможности своих учеников,
воспитывать в них личность, а также это касается сформированности учебных
действий, обеспечивающих умение учиться. Нынешние дети живут в новое время.
Поэтому важно, чтобы с ними занимались педагоги со свежим взглядом, которые
смогут помочь ученику свободно рассуждать, принимать решения и нести
ответственность за них.
Мы должны не просто обучать ребенка, а должны вкладывать большие усилия и
знания для того, чтобы он стал гражданином, который в будущем внесет вклад в
развитие Казахстана. Поэтому в первую очередь, мы должны сами обучаться, решать
новые задачи, которые ставятся перед педагогами нового поколения.
В этой связи, были организованы курсы повышения квалификации учителей,
которые работают в общеобразовательных школах Республики Казахстан. В основе
данной программы лежит компетентностная педагогика, поэтому основной целью
данной программы является формирование у учеников навыков обучения тому, как
обучаться, и как следствие, - становление их независимыми, самомотивированными,
увлечёнными, уверенными, ответственными личностями и развитым критическим
мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях.
Современная бельгийская писательница Амели Нотомб говорила:
«Единственный ключ к знаниям — желание, и ничего более».
Самое главное, что внедрение идей программы в нашу ежедневную практику
вполне реально и применимо в наших условиях. Испытав это на практическом этапе
в школе, мы поняли, что это только разнообразит наши уроки и сделает их более
результативными. Поэтому очень хочется поделиться всеми теми знаниями, которые
мы получили во время обучения на этих курсах с коллегами, потому что только
работая вместе, одним коллективом, мы добьёмся того результата, который
предусматривает данная программа.
Каким же образом можно внедрить в один урок идеи всех семи модулей?
Чтобы улучшить качество образования на уроках русского языка, я особое внимание
уделила модулю «Новые подходы в преподавании и обучении» и остановилась на
«Обучении через диалог», которое помогает учащимся самостоятельно формировать и
развивать собственное мышление.
Обучение через диалог или учебный диалог – это своеобразная форма общения.
Если в традиционной школе на уроках говорил больше учитель, то теперь монолог
учителя изживает себя. Изменились приоритеты образования и теперь современный
школьник не только должен иметь необходимые знания – умения - навыки, но и
уметь их добывать самостоятельно. Он должен научиться организовать собственную
учебную деятельность, быть готовым учиться, быть способным учиться. Поэтому
метод организации совместной деятельности на уроке должен непременно
измениться: на смену монологу приходит диалог.
Будучи учителем русского языка, я осознаю важность диалога на уроках. Без
диалога нельзя представить себе урок. Уже с начала урока идет диалог между
учителем и учениками. Психологи уже давно пришли к выводу, что самая большая
ценность в мире – это человеческое общение и иногда, чтобы вылечить больного,
не нужно лекарств – достаточно лишь подобрать общество или слово.
Сила слов, точность слов, их убедительность – основа хорошего урока. Урок
нужно построить так, чтобы диалоговое обучение длилось от начала до конца
урока. Возрастающее количество современных исследований подтверждает, что дети
обучаются эффективнее, и их интеллектуальные достижения выше при условии
активного их вовлечения в обсуждения, диалог, аргументацию [Руководство для
учителя, стр 156]. Диалог на уроках помогает учителю преодолевать проблемы и
находить пути их решения.
Учащиеся испытывают затруднения в учебной деятельности, связанные с традициями школьного урока в области риторики и коммуникации. Им трудно говорить перед классом; делать сообщения по ключевым словам и конспекту, если нужно сделать самостоятельный вывод; они не умеют слушать другого человека; ждать возможности высказать свое мнение; считаться с мнением одноклассников. Мы привыкли к тому, что речь учителя на уроке преобладает, «убивая» речь ученика. Как изменить ситуацию? Как сделать так, чтобы на уроке предпочтение отдавалось активной речи ученика, а учитель в большей степени был дирижером этого процесса? Общение является неотъемлемой частью любого урока. Большие возможности для активизации коммуникативной деятельности школьников имеются на уроках русского языка и литературы. Речевому развитию на этих уроках всегда уделялось и уделяется серьезное внимание. Проводится работа по увеличению словарного запаса, объема высказываний учащихся на уроках; отрабатывается произношение; особое значение придается пониманию детьми обращенной к ним речи. Очень важно, чтобы каждый учащийся в течение учебной четверти неоднократно оказался в роли говорящего, произносящего перед классом 2-3 минутный ответ, и не менее важно, чтобы результатом работы было ощущение успеха или осознание его перспективы. Поэтому задача учителя заключается в создании рабочей атмосферы, условием чего является не только общий интерес к предмету, но и владение культурой общения. Уроки должны быть организованы так, чтобы помогали раскрывать собственное «я» учащегося. «Скажи мне и я забуду. Научи меня и я запомню. Вовлеки меня и я выучу», - говорил Бенджамин Франклин. В своей работе с учащимися на уроках русского языка я часто использую учебный диалог, так как овладение языком возможно только в ситуации речевого общения. Диалог на уроке – это особая коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику не только овладеть диалогическим способом мышления, но и обеспечивает рефлексию, развивает интеллектуальные и эмоциональные свойства личности. Диалог начинается в том случае, когда ученик делает высказывания типа «я хочу сказать», «мое мнение», «мне хочется дополнить», «моя точка зрения». Диалог на уроках может быть двух видов: информационный (когда в процессе восприятия каждый партнер получает новую информацию) и интерпретационный (когда в ходе диалога происходит обмен мнениями, оценка известных обоим партнерам фактов, их интерпретация). Информационный диалог обычно организуется учителем в процессе овладения новыми знаниями, а интерпретационный диалог может быть включен в любой структурный элемент урока (проверка домашнего задания, закрепление новых знаний, подведение итогов). На уроках русского языка предлагаю учащимся разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Задания такого типа дают возможность использовать навыки логического и абстрактного мышления, развивают умение обобщать и проводить сравнение, включать интуицию, воображение, и, конечно же, работать со справочной литературой (словарями, энциклопедиями). Диалоговая технология требует большой подготовительной работы самого учителя. Но диалог на уроках имеет и свои преимущества: этот метод дает возможность детям совместно восхищаться красотой и богатством русского языка, а процесс кропотливого поиска истины вместе с одноклассниками пробуждает интерес и вкус к слову. К сожалению, есть дети, которые трудно идут на контакт со сверстниками, они замкнуты, и обучение у них «нерадостное», воспринимается без энтузиазма. Таким детям трудно будет жить в большем социуме. Благодаря диалогическому обучению и складывается сотрудничество. Пассивных учащихся с каждым уроком меньше, потому что каждому хочется выразить свое мнение, свои мысли. А когда работа идет в парах, уже происходит и соперничество: каждый старается говорить грамотнее, опираться на текст и факты. Получается, что диалогический подход решает не только образовательные проблемы, но и вызывает интерес детей друг к другу, развивает критическое мышление и самооценку в сравнении с другими. Учащиеся учатся «слышать» друг друга, грамотно формулируют вопросы, приобретают навыки обсуждения и высказывания своих идей, совместно решают проблемные вопросы, появляется чувство уверенности в себе, максимальная свобода развития и саморазвития учащихся, от учения – запоминания информации к учению-развитию, вовлечение в работу слабоуспевающих учеников. Учебный диалог позволяет по-новому построить структуру урока, где главное место принадлежит не учителю, а ученику, который при правильной организации может продолжить обучение самостоятельно. В формировании коммуникативной компетенции учащихся принципиально изменяется и позиция учителя. Он перестает быть носителем "объективного знания", которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Учитель создает условия, развивающую среду, в которой становиться возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных умений: вступать в контакт с любым типом собесед-ника, учитывая его особенности; поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения; слушать собеседника, соблюдая уважение и терпи-мость к чужому мнению; высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение; стимулировать собеседника к продолжению общения; грамотно разрешать конфликты в общении; изменять при необходимос-ти свое речевое поведение; оценивать успешность ситуации общения; корректно завершать ситуацию общения. |
Выготский считает, что диалог является главным инструментом обучения.
Ученики легче обучаются, когда имеется возможность диалога с другими, более
знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя. Поэтому, я
на своих уроках при использовании методов диалогического обучения пыталась
сформировать группы так, чтобы в каждой группе был ученик, который своим
умением рассуждать поддерживал диалог в группе. Совместная беседа учеников в
классе приносит большую пользу, так как: позволяет ученикам выражать свое
понимание темы; помогает им осознавать, что у людей могут быть разные мнения,
идеи; содействует аргументированию учениками своих идей; помогает учителю
понять на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения.
[Руководство для учителя, стр.145]
«Обучение через диалог» нужно внедрять и прослеживать на каждом уроке,
чтобы добиться хороших результатов.
Работая над данными методами по диалоговому обучению на уроке, я увидела
результативность, потому что дети работают самостоятельно, затем оживленно
обсуждают в группе, выдвигают свои идеи, отстаивают свое мнение. Уникальность
новой методики в том, что ученики на уроках делятся своими идеями, сравнивают
знания, могут свободно общаться.
Я стараюсь построить уроки таким образом, чтобы ученики размышляли вслух,
выдвигали идеи, рассуждали и обосновывали свою точку зрения. Из трех видов
беседы, по Мерсеру, я отдала предпочтение исследовательскому типу беседы, при
которой ученики решали общую проблему, задавали друг другу вопросы, обосновывали
свои мысли и утверждения, отстаивали свои позиции.
Конечно, без труда учение не будет продуктивным. Иногда не все учащиеся
принимают участие в уроке, отстают от других. К таким ученикам нужен особый
подход. В этом мне помогают другие ученики. Они стараются привлечь их к работе
в группах, например, что-нибудь раскрасить на постере, найти нужные слова в
учебнике и словарях. В процессе работы я старалась часто обращать внимание на
таких учеников, хвалить, поощрять, одобрять их. Этим я не изменила их в глубине
души, но может быть пробудила интерес к обучению.
Хочу отметить, что проводя и посещая открытые уроки учителей, прошедших 3
уровень, и внедряя раздел «Обучение через диалог» модуля «Новые подходы в
преподавании и обучении» это оправдало ожидаемые результаты. Я заметила, что во
всех классах учащиеся внимательнее читают теоретический материал, выискивая
интересное и акцентируя внимание на самом важном. И ответы учащихся стали
развернутыми и аргументированными. Повысилась степень понимания материала. Они
научились рассуждать, творчески мыслить, приобрели уверенность в своих силах и
способностях.
Как учитель русского языка и литературы на своих уроках я всегда ставлю
цель: увидеть, разглядеть, не оставить без внимания все самое лучшее, тем самым
стимулировать внутреннюю мотивацию учащихся, поэтому диалогическое обучение мне
в этом очень помогает.
Я думаю, что диалогическое обучение оказывает благоприятное воздействие на
учебный процесс, способствует всестороннему развитию учащихся. В результате
такого обучения, учащиеся старались высказать свои мнения, у них обогащался
словарный запас, расширялся кругозор, поменялся взгляд и отношение к предмету.
На уроках они стали увереннее в своих действиях, выводах. Такой подход в
обучении позволяет выполнить общественный заказ на подготовку ученика как
самообучающейся, саморегулирующейся личности, успешно адаптирующейся в нашей
социальной действительности.
основная
школа №23 с. Антоновка
«Диалоговое обучение
на уроках русского языка»
Подготовила:
Шамшиденова К.К.