КММ " Опан ауылының  негізгі  орта мектебі"
КГУ "Основная средняя школа  села Опан "

СоцСети

 

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

27.04.2018

«ОЦЕНИНИВАНИЕ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И ОЦЕНИВАНИЕ

ОБУЧЕНИЯ»

 

 

 

Преподавание не мыслится без оценивания. Программа обучения по семи модулям  направляет наше внимание на   модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения»: формативное оценивание -  оценивание для обучения, суммативное – оценивание обучения. Данная концепция получила

известность в 1999 году, когда Группа Реформы Оценивания  из Великобритании опубликовала брошюру под названием «ОдО» (руководство).

Они  выразили свою идею в форме взаимодополняющего круга: постановка целей – взаимодействие – сбор данных о достижениях -  выводы – обратная связь с каждым учеником. И так до бесконечности. Согласно  критериям «Группы Реформы Оценивания», формативное оценивание должно быть одним из основных видов деятельности на уроке, направленное на самосовершенствование, смысл состоит в

том, что связующим звеном между формативным и суммативным оцениванием является

промежуточная программа улучшения качества образования, в которой последовательно

замкнут процесс: оценка – программа улучшения – реализация – оценка, то есть наличие обратной связи между знаниями  и пониманием. Учитель, получив информацию об уровне знаний, разрабатывает дальнейшие действия  для их качественного преобразования. Он меняет преподавание с учетом результатов оценивания. Это должно подвергнуть учеников и учителя к самоанализу и

стремлению улучшить результат. «Оценивание для обучения – это процесс поиска и интерпретации

данных, используемый учениками и их учителями для определения этапа, на котором

находятся обучаемые в процессе своего обучения, направления, в котором следует

развиваться, и установления, как лучше достигнуть необходимого уровня»

(Руководство для учителя стр.163).

Модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения» стал для меня открытием. Я не понимала разницы между оценкой и отметкой и между формативным и суммативным оцениванием, хотя использовала некоторые приемы.

Формативное оценивание применяла лишь в словесной форме («молодец!», «хорошо», замечательно») и записями в тетрадях («отличная работа!). Даже выставляя суммативные оценки я, зачастую, делала это по факту выполненной работы на уроке, без учета каких-либо критериев. Теперь я узнала, что формативное оценивание- это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика.

Не случайно категория «оценивания» означает в переводе с латинского языка «сидеть рядом», поскольку характерным признаком оценивания является то, что один субъект внимательно наблюдает за тем, что говорит или делает другой, либо в случае самооценивания размышляет о своих собственных

знаниях, понимании или поведении. Данное предложение касается всего спектра оценивания от официальных тестов и экзаменов до неформального оценивания, проводимого учителями в классах сотни раз в день.

Изучая литературу по оцениванию, сделала вывод, что форма, которую принимает оценивание, может быть разной: одни тесты проводятся с карандашом в руках и бумагой, а другие осно­вываются на постановке вопросов в процессе обычного общения в классе. Все виды оценивания имеют общие характеристики и предполагают процессы: наблюдения; интерпретации полученных данных;

заключения для определения дальнейших действий.

Целью формативного оценивания является корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. Корректировка деятельности предполагает постановку задач учителем или совместно

с учащимися для улучшении результатов обучения. Формативное оценивание дает возможность учителю отслеживать процесс продвижения учащихся к целям их учения и помогает учителю корректировать учебный процесс на ранних этапах, а ученику осознавать большую степень ответственности за своё образование. Формативное оценивание используется в повседневной практике, применяется в форме как для учащихся так и для учителя.«Оценивание в классе не является лишь техническим приемом. Учителя оценивают, выставляя оценки в письменной или в устной форме. За любой используемой ими формой оценивания значатся не только объективные или недостаточно объективные нормы и стандарты, но и понятия о развитии, обучении и мотивации ученика, а также ценности, касающиеся таких категорий, как

самооценка, способности и усилия» (Александер, 2001). Формативное оценивание это уже не конечный результат, а длительный процесс. Как невозможно организовать групповую работу лишь посадив пять человек за один стол, так и невозможно сразу научиться всем тонкостям формативного оценивания и научить этому других. По-моему  отдельное место в этом модуле занимают взаимооценивание и самооценивание, которое раньше носило эпизодический характер, чаще всего на открытых уроках, но не в повседневной работе.

Одной из ключевых концепций данного модуля я считаю обеспечение обратной связи, свидетельствующей о достижениях (для  учеников, учителей и родителей). «Такая обратная связь может варьироваться от неформального оценивания «впечатления» до официальных письменных тестов, но

главной целью является постоянное уведомление учеников и учителей о достижения и развитии, например, знаний, понимания, навыков   и т.д.» (Руководство для учителя, с.161) Ученик имеет право получить обратную связь от учителя на каждом этапе его деятельности и дать оценку деятельности учителя. Я была удивлена многообразием формативного оценивания и получения обратной связи, я

думаю что это возможно будет осуществить в серии последовательных уроков, есть с чем поработать в будущем. Процесс формативного оценивания способствует более успешному обучению учеников и более эффективному преподаванию учителя, что позволяет учителю исследовать, как в классе происходит учение  и через понимание этого изменять собственное преподавание. Для того чтобы процесс формативного оценивания проходил более эффективно, учителю необходимо постоянно задавать себе  вопросы:  «Какие существенные знания и умения я должен  преподать своим  ученикам?», 

«Как я могу выяснить, научились ли они этому?» и «Как я могу помочь им учиться лучше?» Мне, как учителю, важно определить уровень знаний каждого учащегося, с учетом этого создавать планирование уроков. Для того чтобы оценивание для обучения было эффективным необходимо понимание учебного материала, мотивация и желание действовать, конструктивно реагировать на информацию, получаемую в

результате обратной связи. Ученики должны уметь анализировать собственную деятельность, выявлять проблемные моменты в обучении и определять способы их преодоления. Непосредственно перед серией уроков нужно составить критерии оценивания разных видов работ и расписать дескрипторы для каждой оценки..

По-моему  отдельное место в этом модуле занимают взаимооценивание и самооценивание, которое раньше носило эпизодический характер, чаще всего на открытых уроках, но не в повседневной работе. В своей работе планирую при взаимооценивании применять кластеры, постеры с разработанными ранее критериями оценивания, стратегию  «Две звезды, одно желание » этот вид оценивания вызовет большой

интерес. Детям будет интересно прочитать формативные отзывы своих одноклассников так же взаимооценивание при работе в парах например идею «ключевые слова» где могут дать формативный отзыв друг другу. Также при рефлексии можно использовать приём «Мини(минутный) обзор» В течение последних нескольких минут урока попросить учеников ответить на половинке листка бумаги

на следующие вопросы: «Какой момент был наиболее важным в том, что вы сегодня изучали?» и «Какой момент остался наименее ясным?» Просмотреть ответы и отметить наиболее полезные комментарии. цель этого приёма – получить данные о том, как ученики поняли то, что проходили в классе

На следующем уроке можно акцентировать те пункты, которые высветились благодаря комментариям

учеников. «Тестовые вопросы составленные учениками» позволят ученикам написать

по какой-либо теме вопросы для теста и возможные ответы к ним в формате, соответствующем экзаменационному. Это позволит им оценить пройденную тему, отрефлектировать,

что они поняли и какие вопросы подходят для теста. Оценить качество вопросов,

взять наиболее интересные за основу и организовать обсуждение в классе. Можно также использовать вопросы для экзамена, предварительно их обработав. Принципиально важно,

чтобы на каждом уроке ученик переживал радость открытия, чтобы у него формировалась вера в собственные силы и познавательный интерес Одним из сильных мотивов учебной деятельности является интерес. Интерес определяют как положительное оценочное отношение субъекта к его виду деятельности. В своих исследованиях Л.С. Выготский отмечает, что интерес учащихся не должен быть

связан лишь с похвалой, страхом, желанием угодить и пр. Интерес учащихся, по его мнению, зарождается и сохраняется лишь в том случае, если вся школьная система построена ": в непосредственной близости к жизни, учит детей тому, что их интересует, начинает с того что им знакомо и естественно возбуждает интерес Суммативное оценивание предназначено для определения уровня

сформированности знаний умений навыков, компетентностей при завершении изучении

темы, раздела к определённому периоду времени. Суммативное оценивание проводится по результатам выполнения различных видов проверочных работ (тест, контрольная работа, сочинение, эссе, устная презентация и т.д.). Отметки, выставленные за проверочные работы, являются основой для определения итоговой оценки. Цель суммативного оценивания- констатирование уровня усвоенности знаний

и сформированности умений и компетентности у учащихся к определённому периоду времени и определение соответствия полученных результатов требованием стандарта. Существующая практика суммативного оценивания предполагает проведение различного вида контрольно-проверочных работ. При разработке контрольно-проверочных заданий вопросы составляются на основе учебного

содержания государственного образовательного стандарта и учебных программ. Для проверки достижения учащихся учителя обычно пользуются разработанными вариантами вопросов, тестов или используют вопросы, предложенные в конце глав, параграфов учебников. Учителя также могут самостоятельно разрабатывать задания и вопросы, используя дополнительные источники и собственный опыт. Иногда суммативные данные могут быть использованы формативно к

примеру если просто осведомить ученика о том, что он достиг определенного

уровня, это не поможет ему понять, что предпринять, чтобы достигнуть лучшего

результата; в то время как, если вместе с учениками проанализировать, что в его

работе привело к такому результату и объяснить критерии оценивания, это

позволит ему понять, что делать дальше для улучшения этого результата. В этом

контексте суммативное оценивание ( в числовой форме) не является главным, и

учитель возвращается к данным (наблюдение и интерпритация), на которых оно и основано. Затем

учитель составляет формативное оценивание ( в устной форме) о том, как эти

данные определяют уровень обучения ученика, какого уровня ему необходимо

достичь и как лучше это сделать.

Путем изменения характера оценивания, оценивание обучения может

быть трансформировано в оценивание для обучения. Однако ввиду того, что оно не

было запланировано для извлечения данных, непосредственно вносящих вклад в

обучение, оно может быть менее подходящим для данной цели по сравнению с

оцениванием, запланированным с учетом оценки для обучения.Внешние тесты

являются еще более проблематичными, чем суммативное оценивание, проводимое

учителями, так как учителя редко имеют доступ к достаточным данным, на которых

основаны баллы и уровни, вместе с тем учитель может использовать метод анализа

типичных ошибок.

Формативное оценивание не только рассматривает плюсы и минусы проделанной работы, но и дает рекомендации, как сделать лучше. Если мы хотим входить в число развитых стран мира, нам

необходимо воспитывать не безголосую массу, а критически мыслящую молодежь,

способную давать отчет собственной деятельности и умеющую анализировать и

оценивать деятельность других в рамках одной семьи или целого государства

Модуль: «Оценивание для обучения и оценивание обучения» буду реализовывать в течение всех уроков, используя формативное оценивание, критерикальное оценивание групповой работы и презентаций, самооценивание и взаимооценивание. На каждых уроках планирую использовать рефлексию для

выявления уровня осознания содержания пройденного. Так же буду применять приемы

рефлексии эмоционального состояния, это карточки с изображением

смайликов и солнышки и тучки. С целью повысить мотивацию обучаемых и эффективность процесса

обучения, а так же для, оценки, воспроизводства. Современный мир – мир необычайного роста нового знания. Трудно предсказать,  какие профессиональные задачи  будут решать нынешние

школьники,   и какие технологии они будут использовать через  несколько лет. Задача современной школы – перевести учащегося в режим саморазвития. И решить эту задачу невозможно старыми педагогическими технологиями и приемами. Перед учителем стоит сложная профессиональная задача

выбора педагогических средств достижения планируемых результатов, включая оценку.

 

Просмотров: 3206

Қосымшалар:



Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст