«ОЦЕНИНИВАНИЕ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И ОЦЕНИВАНИЕ
ОБУЧЕНИЯ»
Преподавание не мыслится без оценивания. Программа обучения по семи модулям направляет наше внимание на модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения»: формативное оценивание - оценивание для обучения, суммативное – оценивание обучения. Данная концепция получила
известность в 1999 году, когда Группа Реформы Оценивания из Великобритании опубликовала брошюру под названием «ОдО» (руководство).
Они выразили свою идею в форме взаимодополняющего круга: постановка целей – взаимодействие – сбор данных о достижениях - выводы – обратная связь с каждым учеником. И так до бесконечности. Согласно критериям «Группы Реформы Оценивания», формативное оценивание должно быть одним из основных видов деятельности на уроке, направленное на самосовершенствование, смысл состоит в
том, что связующим звеном между формативным и суммативным оцениванием является
промежуточная программа улучшения качества образования, в которой последовательно
замкнут процесс: оценка – программа улучшения – реализация – оценка, то есть наличие обратной связи между знаниями и пониманием. Учитель, получив информацию об уровне знаний, разрабатывает дальнейшие действия для их качественного преобразования. Он меняет преподавание с учетом результатов оценивания. Это должно подвергнуть учеников и учителя к самоанализу и
стремлению улучшить результат. «Оценивание для обучения – это процесс поиска и интерпретации
данных, используемый учениками и их учителями для определения этапа, на котором
находятся обучаемые в процессе своего обучения, направления, в котором следует
развиваться, и установления, как лучше достигнуть необходимого уровня»
(Руководство для учителя стр.163).
Модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения» стал для меня открытием. Я не понимала разницы между оценкой и отметкой и между формативным и суммативным оцениванием, хотя использовала некоторые приемы.
Формативное оценивание применяла лишь в словесной форме («молодец!», «хорошо», замечательно») и записями в тетрадях («отличная работа!). Даже выставляя суммативные оценки я, зачастую, делала это по факту выполненной работы на уроке, без учета каких-либо критериев. Теперь я узнала, что формативное оценивание- это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика.
Не случайно категория «оценивания» означает в переводе с латинского языка «сидеть рядом», поскольку характерным признаком оценивания является то, что один субъект внимательно наблюдает за тем, что говорит или делает другой, либо в случае самооценивания размышляет о своих собственных
знаниях, понимании или поведении. Данное предложение касается всего спектра оценивания от официальных тестов и экзаменов до неформального оценивания, проводимого учителями в классах сотни раз в день.
Изучая литературу по оцениванию, сделала вывод, что форма, которую принимает оценивание, может быть разной: одни тесты проводятся с карандашом в руках и бумагой, а другие основываются на постановке вопросов в процессе обычного общения в классе. Все виды оценивания имеют общие характеристики и предполагают процессы: наблюдения; интерпретации полученных данных;
заключения для определения дальнейших действий.
Целью формативного оценивания является корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. Корректировка деятельности предполагает постановку задач учителем или совместно
с учащимися для улучшении результатов обучения. Формативное оценивание дает возможность учителю отслеживать процесс продвижения учащихся к целям их учения и помогает учителю корректировать учебный процесс на ранних этапах, а ученику осознавать большую степень ответственности за своё образование. Формативное оценивание используется в повседневной практике, применяется в форме как для учащихся так и для учителя.«Оценивание в классе не является лишь техническим приемом. Учителя оценивают, выставляя оценки в письменной или в устной форме. За любой используемой ими формой оценивания значатся не только объективные или недостаточно объективные нормы и стандарты, но и понятия о развитии, обучении и мотивации ученика, а также ценности, касающиеся таких категорий, как
самооценка, способности и усилия» (Александер, 2001). Формативное оценивание это уже не конечный результат, а длительный процесс. Как невозможно организовать групповую работу лишь посадив пять человек за один стол, так и невозможно сразу научиться всем тонкостям формативного оценивания и научить этому других. По-моему отдельное место в этом модуле занимают взаимооценивание и самооценивание, которое раньше носило эпизодический характер, чаще всего на открытых уроках, но не в повседневной работе.
Одной из ключевых концепций данного модуля я считаю обеспечение обратной связи, свидетельствующей о достижениях (для учеников, учителей и родителей). «Такая обратная связь может варьироваться от неформального оценивания «впечатления» до официальных письменных тестов, но
главной целью является постоянное уведомление учеников и учителей о достижения и развитии, например, знаний, понимания, навыков и т.д.» (Руководство для учителя, с.161) Ученик имеет право получить обратную связь от учителя на каждом этапе его деятельности и дать оценку деятельности учителя. Я была удивлена многообразием формативного оценивания и получения обратной связи, я
думаю что это возможно будет осуществить в серии последовательных уроков, есть с чем поработать в будущем. Процесс формативного оценивания способствует более успешному обучению учеников и более эффективному преподаванию учителя, что позволяет учителю исследовать, как в классе происходит учение и через понимание этого изменять собственное преподавание. Для того чтобы процесс формативного оценивания проходил более эффективно, учителю необходимо постоянно задавать себе вопросы: «Какие существенные знания и умения я должен преподать своим ученикам?»,
«Как я могу выяснить, научились ли они этому?» и «Как я могу помочь им учиться лучше?» Мне, как учителю, важно определить уровень знаний каждого учащегося, с учетом этого создавать планирование уроков. Для того чтобы оценивание для обучения было эффективным необходимо понимание учебного материала, мотивация и желание действовать, конструктивно реагировать на информацию, получаемую в
результате обратной связи. Ученики должны уметь анализировать собственную деятельность, выявлять проблемные моменты в обучении и определять способы их преодоления. Непосредственно перед серией уроков нужно составить критерии оценивания разных видов работ и расписать дескрипторы для каждой оценки..
По-моему отдельное место в этом модуле занимают взаимооценивание и самооценивание, которое раньше носило эпизодический характер, чаще всего на открытых уроках, но не в повседневной работе. В своей работе планирую при взаимооценивании применять кластеры, постеры с разработанными ранее критериями оценивания, стратегию «Две звезды, одно желание » этот вид оценивания вызовет большой
интерес. Детям будет интересно прочитать формативные отзывы своих одноклассников так же взаимооценивание при работе в парах например идею «ключевые слова» где могут дать формативный отзыв друг другу. Также при рефлексии можно использовать приём «Мини(минутный) обзор» В течение последних нескольких минут урока попросить учеников ответить на половинке листка бумаги
на следующие вопросы: «Какой момент был наиболее важным в том, что вы сегодня изучали?» и «Какой момент остался наименее ясным?» Просмотреть ответы и отметить наиболее полезные комментарии. цель этого приёма – получить данные о том, как ученики поняли то, что проходили в классе
На следующем уроке можно акцентировать те пункты, которые высветились благодаря комментариям
учеников. «Тестовые вопросы составленные учениками» позволят ученикам написать
по какой-либо теме вопросы для теста и возможные ответы к ним в формате, соответствующем экзаменационному. Это позволит им оценить пройденную тему, отрефлектировать,
что они поняли и какие вопросы подходят для теста. Оценить качество вопросов,
взять наиболее интересные за основу и организовать обсуждение в классе. Можно также использовать вопросы для экзамена, предварительно их обработав. Принципиально важно,
чтобы на каждом уроке ученик переживал радость открытия, чтобы у него формировалась вера в собственные силы и познавательный интерес Одним из сильных мотивов учебной деятельности является интерес. Интерес определяют как положительное оценочное отношение субъекта к его виду деятельности. В своих исследованиях Л.С. Выготский отмечает, что интерес учащихся не должен быть
связан лишь с похвалой, страхом, желанием угодить и пр. Интерес учащихся, по его мнению, зарождается и сохраняется лишь в том случае, если вся школьная система построена ": в непосредственной близости к жизни, учит детей тому, что их интересует, начинает с того что им знакомо и естественно возбуждает интерес Суммативное оценивание предназначено для определения уровня
сформированности знаний умений навыков, компетентностей при завершении изучении
темы, раздела к определённому периоду времени. Суммативное оценивание проводится по результатам выполнения различных видов проверочных работ (тест, контрольная работа, сочинение, эссе, устная презентация и т.д.). Отметки, выставленные за проверочные работы, являются основой для определения итоговой оценки. Цель суммативного оценивания- констатирование уровня усвоенности знаний
и сформированности умений и компетентности у учащихся к определённому периоду времени и определение соответствия полученных результатов требованием стандарта. Существующая практика суммативного оценивания предполагает проведение различного вида контрольно-проверочных работ. При разработке контрольно-проверочных заданий вопросы составляются на основе учебного
содержания государственного образовательного стандарта и учебных программ. Для проверки достижения учащихся учителя обычно пользуются разработанными вариантами вопросов, тестов или используют вопросы, предложенные в конце глав, параграфов учебников. Учителя также могут самостоятельно разрабатывать задания и вопросы, используя дополнительные источники и собственный опыт. Иногда суммативные данные могут быть использованы формативно к
примеру если просто осведомить ученика о том, что он достиг определенного
уровня, это не поможет ему понять, что предпринять, чтобы достигнуть лучшего
результата; в то время как, если вместе с учениками проанализировать, что в его
работе привело к такому результату и объяснить критерии оценивания, это
позволит ему понять, что делать дальше для улучшения этого результата. В этом
контексте суммативное оценивание ( в числовой форме) не является главным, и
учитель возвращается к данным (наблюдение и интерпритация), на которых оно и основано. Затем
учитель составляет формативное оценивание ( в устной форме) о том, как эти
данные определяют уровень обучения ученика, какого уровня ему необходимо
достичь и как лучше это сделать.
Путем изменения характера оценивания, оценивание обучения может
быть трансформировано в оценивание для обучения. Однако ввиду того, что оно не
было запланировано для извлечения данных, непосредственно вносящих вклад в
обучение, оно может быть менее подходящим для данной цели по сравнению с
оцениванием, запланированным с учетом оценки для обучения.Внешние тесты
являются еще более проблематичными, чем суммативное оценивание, проводимое
учителями, так как учителя редко имеют доступ к достаточным данным, на которых
основаны баллы и уровни, вместе с тем учитель может использовать метод анализа
типичных ошибок.
Формативное оценивание не только рассматривает плюсы и минусы проделанной работы, но и дает рекомендации, как сделать лучше. Если мы хотим входить в число развитых стран мира, нам
необходимо воспитывать не безголосую массу, а критически мыслящую молодежь,
способную давать отчет собственной деятельности и умеющую анализировать и
оценивать деятельность других в рамках одной семьи или целого государства
Модуль: «Оценивание для обучения и оценивание обучения» буду реализовывать в течение всех уроков, используя формативное оценивание, критерикальное оценивание групповой работы и презентаций, самооценивание и взаимооценивание. На каждых уроках планирую использовать рефлексию для
выявления уровня осознания содержания пройденного. Так же буду применять приемы
рефлексии эмоционального состояния, это карточки с изображением
смайликов и солнышки и тучки. С целью повысить мотивацию обучаемых и эффективность процесса
обучения, а так же для, оценки, воспроизводства. Современный мир – мир необычайного роста нового знания. Трудно предсказать, какие профессиональные задачи будут решать нынешние
школьники, и какие технологии они будут использовать через несколько лет. Задача современной школы – перевести учащегося в режим саморазвития. И решить эту задачу невозможно старыми педагогическими технологиями и приемами. Перед учителем стоит сложная профессиональная задача
выбора педагогических средств достижения планируемых результатов, включая оценку.