Занимательные
занятия на уроках русского языка
Самый серьезный труд должен быть занимательным,утверждают педагоги и психологи. Л.Н. Толстой, например,считал, что занимательность – это неповторимый дух школы, она содействует росту
интереса детей к учению, их увлеченности.
Современная методика обучения русскому языку и литературе основывается на диалогических отношениях учителя и ученика.
С целью повышения интереса и активности учеников на уроке рекомендую проводить различные работы с игровыми элементами, которые способствуют формированию речевых навыков у детей. Игровые формы работы
помогают выработке у учащихся речевых, прежде всего орфоэпических и орфографических навыков, вызвать интерес к учебному материалу, повышают познавательную и творческую активность. Особенно оправдывают себя задания занимательного характера на уроках повторения и обобщения изученного. Они помогают не только закреплять навыки русского произношения и правописания, но и расширять и активизировать лексический запас учащихся. Элемент соревновательности при выполении этих заданий позволяет вовлечь в работу и самых сильных ребят, и слабых учеников. Такие задания позволяют активизировать мыслительную и речевую деятельность учеников и оживляют урок.
Вот некоторые из тех игр, которых я применяю в своей практике.
‘’Кто больше знает слов?’’
Большой эффект при запоминании слов с трудными орфограммами дает лексико – семантическая классификация слов. Учащиеся самостоятельно записывают слова, распределяя их по колонкам. Например, на тему ’’школа’’ можно записать слова: директор, кабинет, доска, вестибюль, экзамены т.д.
‘’Орфографическое лото.’’
Расчертить четыре колонки с безударными гласными: а, о, е, и. Учитель читает слова с различными
безударными гласными, а учащиеся вписывают их в соответсвующие клетки таблицы.
Побеждает тот, кто без ошибок заполнит всю таблицу.
Лото ‘’Синонимы’’, ‘’Антонимы’’ .
Карты лото готовятся из картона или плотной бумаги. Вычерчивается 8 клеточек (карт может быть 7-8 или более). В клетках записываются доминанты синонимов (существительные, прилагательные, глаголы, наречия). Затем по количеству клеток в картах лото готовятся карточки, на каждой из которых записаны синонимы к словам – доминантам. Учитель называет синоним, а учащиеся пред тем как закрыть карточков соответсвующую клетку своей карты, составляют с данным синонимом словосочетания или предложения, чтобы выяснить какой оттенок имеет
этот синоним по сравнению со словом – доминантой. Победителем окажется тот, кто быстрее других закроет
карточками все клетки данной карты.
Игра ‘’Кто лучше знает падежи?
Участники игры выбирают себе падеж и прикладывают на грудь соответствующую букву:
И, Р, Д, В, Т , П. Учитель медленно читает предложения, а ученики, услышав слово в нужном им падеже, встают и обьясняют, как они определили падеж. Побеждает тот, кто наберет большее количество очков.
Игра
‘’Кто больше?’’
Эта игра активизирует употребление в речи учащихся прилагательных, принадлежащих к разным лексико – семантическим группам. На доске записываются названия лексико – семантических групп. Учащиеся
подбирают прилагательные, распределяя их по группам, например:
1) цвет,
2) форма,
3)внутренние качества человека,
4) внешние признаки и качества человека.
Игра ‘’Эстафета синонимов’’.
Учащиеся сидят по одному за каждой партой. Каждый ряд учащихся составляет команду. Сидящие за первыми партами каждой команды получают листки с написанными на нем глаголами, которые являются
доминантой в определенном синонимическом ряду. По команде ученики записывают синоним к исходному глаголу, быстро передают, листок следующему игроку своей команды. Тот, написав свой синоним, передает листок ученику, сидящему за третьей партой, и.т.д. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание (расположиться, плакать, горевать, говорить, думать).